История флота до 19 века / Эволюция плоскодонного судна

Досчан или дощаник, как показывает само название, строился целиком из досок. Некоторые исследователи считают дощаники даже самыми большими судами эпохи (разумеется, они не идут ни в какое сравнение с сегодняшними комфортабельными четырехпалубными теплоходами), говоря о торговле Московского государства в XVI и XVII столетиях. Самое большое судно на всех реках называлось досчаник. Досчаники плавали даже на сибирских реках, куда проникли с Камы, по которой сегодня проходят многочисленные маршруты речных круизов по Каме и Белой реке.

В XVI веке стали появляться типы судов, названия которых определялись не по основным признакам своей конструкции или назначения, а по первоначальному месту возникновения — явный признак широкого развития судостроения, которое начало уже вырабатывать особые типы судов если не для каждой отдельной реки, то, по крайней мере, для некоторых водных путей, обособленных от других условиями судоходства. Такими судами были коломенки, строившиеся в городе Коломна, любопытные еще и в том отношении, что они сохранились вплоть до 40-50-х годов прошлого столетия. Беспалубные суда, на большинстве которых устанавливалась двускатная крыша, строились для доставки железа и изделий уральских заводов в низовья Волги. Коломенки отличались от других сплавных судов большим отношением длины корпуса к ширине (против у других судов). Они имели уже качества будущих барок, но главными отличиями коломенок от барок были сравнительная их узость, большая лесистость, особенно в днище и бортах, грубость постройки и несколько большая высота бортов. Следует добавить, что сегодня пассажирские теплоходы, которые совершают речные круизы по России из Москвы, также различаются по стране производства. Коломенками называли иногда и суда далеких окраин, что донесли до нас народные песни:

Уж как вниз было по матушке Камышинке-реке, Супротив-то было устьица Самары-реки, Что плывет тут легка лодочка-коломенка

Нельзя обойти молчанием попытки иностранного судостроения на Волге. В 30-х годах XVII века в Нижнем Новгороде корабельными мастерами Голштинии было построено невиданное в России до тех пор водоходное сооружение; огромный плоскодонный корабль "Фридрих", названный так в честь голштинского герцога. Но из-за больших размеров плавание на корабле было трудным, и осенью 1636 года "Фридрих" разбился на Каспийском море у берегов Дагестана во время шторма.