История флота в 20 веке / Грузовые теплоходы

Для доставки грузов с речных пунктов в прибрежные морские районы в Финляндии с 1961 года начали строить теплоходы грузоподъемностью 1000 тонн класса «М» типа «Морской». В составе транспортного флота пароходств сформировалась особая группа судов смешанного «река-море» плавания, которые осуществляли перевозки не только между речными и морскими портами СССР, но и стали выполнять перевозки в загранплаваний. Между прочим, теплоходы проекта 302, наиболее комфортабельные на рынке круизов по рекам России, также являются судами класса «река-море». Благодаря исследованиям, проводимым научными и проектными институтами, новые типы теплоходов получили автоматизированные системы управления судовыми силовыми установками, были механизированы основные трудоемкие процессы.

Пополнение флота в 50-е годы происходило в основном за счет отечественного судостроения, а в 60-е годы, в значительной степени, - за счет импорта, в первую очередь пассажирских теплоходов для перевозки любителей туров на теплоходе. Особое место в развитии скоростного пассажирского флота заняло строительство на отечественных верфях судов на подводных крыльях. Высокие скорости, достигнутые на других видах транспорта, предъявляли соответствующие требования и к речному флоту и речным круизам, без чего пассажирские перевозки не могли нормально развиваться. Попытки повысить скорость речных теплоходов путем увеличения мощности двигателей не могли дать положительных результатов вследствие резкого возрастания сопротивления воды. Задача была успешно решена советскими учеными и конструкторами путем создания нового типа транспортного теплохода на подводных крыльях, способного развивать скорость 60-90 км/ч, в 3 раза превышающую скорость существовавших водоизмещающих речных судов.