История флота в конце 19 века / Из истории нефтеперевозок (часть 1)

Развитию грузооборота и успехам волжского судоходства, известного не в последнюю очередь благодаря великолепным круизам по Волге, способствовало появление в 80-х годах XIX века на Волге нефти и ее продуктов. Перевозку нефти наливом в барках предложил известный русский ученый Д. И. Менделеев. Этот способ перевозки нефти и нефтепродуктов получил название «менделеевский» и был подхвачен во всем мире. Концессионер швед Л. Нобель в конце 70-х годов организовал добычу нефти в Баку и производил в широких масштабах перевозку ее по Волге и Каспию. Любопытный факт: не так давно один из самых известных туристических теплоходов в России, на котором проводились речные круизы из Москвы в Санкт-Петербург, был передан на Каспий, где он работает в качестве гостиницы для сотрудников нефтедобывающей компании.

Перевозка нефтепродуктов была прибыльной, многие купцы стремились заняться этим делом.

Массовая перевозка нефти приводила не только к увеличению грузооборота на Волге, но и к техническому перевооружению флота – пароходы стали переходить на нефтяное отопление. Жидкое топливо оказалось дешевле и экономичнее дров, как сегодня дизельное топливо для круизных теплоходов экономичнее нефти. Значительно сократились стоянки для забора топлива. Высвободились большие площади, занимаемые раньше дровами. Это в свою очередь привело к увеличению грузоподъемности судов и их пассажировместимости. Кстати, пассажировместимость современных теплоходов, совершающих круизы по Волге, достигает 300 человек.