История флота в конце 19 века / Внутренние водные пути России с древнейших времён до нынешнего века (часть 3)

В 1802 году был утвержден проект сооружения новой Тихвинской системы по трассе, намеченной еще при Петре I, не в последнюю очередь благодаря которому сегодня мы имеем столь развитую систему водных путей и круизов по Волге. Канал должен был соединить реки Мологу и Сясь. Несмотря на то, что не все работы по сооружению системы, предусмотренные проектом, были закончены, судоходство здесь было открыто в 1811 году. Тихвинская система частично улучшила положение с перевозкой грузов, но она имела существенные недостатки: небольшие размеры шлюзов позволяли пропускать суда грузоподъемностью не более 33 тонн, а организация движения судов была крайне сложной и трудоемкой из-за существенной разницы габаритных размеров пути на отдельных участках системы. Кстати сегодня водные пути на Волге, по которым проходят маршруты речных круизов, испытывают схожие проблемы.

Почти одновременно с Тихвинской системой началось со-оружение третьего водного пути, который должен был соединить реку Волгу с Балтийским морем. Работы по созданию проекта северного водного пути велись еще при Петре I, при этом планировалось использовать реки Вытегру, Ковжу, Шексну. Правительство несколько раз рассматривало этот вопрос в Сенате: в 1774, 1785 и 1798 годах. Средства на финансирование работ были изысканы императрицей Марией. В своем указе от 20 января 1799 года император Павел I писал: «канал, во изъявление признательности Нашей к таковому споспешествованию Ея Императорского Величества и на память потомству, соизволяем Мы именовать Мариинским". Тогдашние правители прекрасно понимали всю значимость водных путей для развития страны и очень жаль, что сегодня представители отрасли речных круизов по Волге не встречают подобного понимания.

Строительство Мариинской системы было начато в 1799 году. Руководство строительством было возложено на инженер-генерала Деволанта. Официальное открытие судоходства по системе было объявлено 21 июля 1810 года. Все шлюзы имели длину камеры 32 метра, ширину 9,1 метра и могли пропускать суда с осадкой 1,25 метра грузоподъемностью около 170 тонн. Пропускная способность системы составляла около 500 тысяч тонн за навигацию. В дальнейшем каналы совершенствовались. К 1811 году река Волга имела связь с Балтийским морем водным путем по трем направлениям - Вышневолоцкому, Тихвинскому и Мариинскому, что значительно улучшило положение с перевозкой грузов и речными круизами в России.