История флота в 19 веке / Начало парового судоходства и железного судостроения - основы речных круизов (часть 1)

XIX век ознаменовался двумя великими достижениями в судоходстве - изобретением парохода и развитием железного судостроения. Оба эти достижения, произведшие коренной переворот в судоходстве, шли параллельно, будучи тесно связаны одно с другим; все машины и двигательные механизмы паровых судов делались из железа и других металлов, а сами пароходы с первых же шагов начали делаться в основном из железа - таким был первый шаг к нынешней эре речных круизов в России.

Честь постройки первого парового теплохода, вполне пригодного для судоходства и даже возможно, для круиза по реке, который послужил прототипом при дальнейшем развитии парового судостроения, принадлежит знаменитому механику, выходцу из Северной Америки Роберту Фультону. Первый пароход, названный „Клермонтом", был испытан II августа 1807 года в Нью-Йорке. К 1811 году Фультон построил для реки Гудзон, где потребность в путешествия по реке была крайне высока, еще 4 парохода. Вслед за этим пароходы появились на реках Миссисипи и Огайо. Пароходы эти назывались пироскафами. В России первое паровое судно было сконструировано владельцем чугуно-меднолитейного завода в Петербурге Карлом Бердом. Летом 1815 года паровое судно Берда было успешно испытано на Неве. 3 ноября судно Берда совершило рейс по линии Петербург-Кронштадт. Этот рейс имел колоссальный успех: стимбот (так называли судно, дословно - паровой теплоход) развил скорость до 8,75 версты в час.

В 1817 году владелец железоделательного Пожевского завода на Каме В. А. Всеволожский построил на своем заводе два парохода мощностью 8 и 36 л.с. В 1817 году на этих пароходах Всеволожский прибыл в Казань со всей семьей и дворней. Возвращаясь из Казани, застигнутые ледоходом, они вынуждены были зимовать в районе села Тихие Горы в открытом плёсе на мелководье, где пароходы примерзли днищами к земле. Кстати, сегодня теплоходы, которые Вы можете видеть на Волге и которые совершают речные круизы в Санкт-Петербург или Астрахань, также проводят зиму скованные во льдах. Весной 1818 года пароходы Всеволожского была залиты водой и погибли. Интерес у предпринимателей к паровому судоходству был большой. В 1823 году на Волге образовалось акционерное общество под названием „Компания парового судоходства по реке Волге, Каме и Каспийскому морю". Организатором его был ярославский купец Д. П. Евреинов, но Компания распалась, не приступив даже к практической деятельности. А в 1843 году в Петербурге образовалось пароходное общество «По Волге». Оно, в свою очередь, послужило предтечей к созданию "Волжского объединенного пароходства" - крупнейшего на сегодняшний день в России, чей пассажирский флот насчитывает 27 комфортабельных теплоходов, которые ходят в круизы по рекам и озерам России.