История флота в 19 веке / Совершенствование пароходостроения: на пути к круизу

С бурным развитием объемов перевозок грузов и пассажиров в 70 годах прошлого столетия началась реконструкция флота. Любопытно, что подобная тенденция – то есть реконструкция пассажирских теплоходов для более комфортных речных круизов по Волге – наблюдается в России и сегодня. Улучшились обводы судов - обтекаемость корпусов, стали применяться паровые машины с двойным расширением пара, с повышенным давлением в котле. На одной только Волге было до 40 типов разных паровых машин. На Волге раньше, чем за границей, появились машины двойного расширения (компаунд), а в 90-х годах XIX века появились машины тройного расширения. В этом немалая заслуга талантливого русского механика В. И. Калашникова.

Акционерное общество «Дружина» в 1887 году построило в Костроме пароход «Самара» (кстати, Самара сегодня – один из крупных центров круизного туризма на Волге), который в состоянии был буксировать несколько барж общей грузоподъемностью 10 тысяч тонн. Это же общество построило в начале 90-х годов 3 «новинки» - заднеколесные пароходы «Бриллиант», «Жумчужина» и «Яхонт». Любопытный факт: в 2011 году в Нижнем Новгороде будет спущен на воду абсолютно новый колесный теплоход, предназначенный для осуществления круизов по реке Сура.

Этот тип судов закончил свое существование в 40-50-х годах нашего века.

Судостроение продолжало развиваться. Хорошо знающий эту отрасль А. А. Зевеке внес большой вклад в отечественное судостроение, заложив основу речным круизам России. Находясь на службе у Камско-Волжского пароходного общества, он склонил правление пароходства к постройке двухдечных пароходов на Сормовском заводе по чертежам, полученным из Америки. Кстати, все существующие сегодня в России теплоходы для речных круизов 2, 3 или 4-х палубные. Однопалубных теплоходов на рынке речных круизов не только России, но и всего мира, больше не существует.

В 1871 году был построен первый двухдечный грузопассажирский пароход. Он имел грузоподъемность 30 тысяч пудов, паровое отопление, водопровод, отличные классные помещения с весьма комфортабельными каютами для привилегированных пассажиров, а салоны были отделаны перламутром – неслыханное дело даже для самых изысканных из ныне существующих круизных теплоходов в России. Скорость хода по течению у него была 12-14 километров в час, что почти в два раза ниже максимальной скорости современных теплоходов, которые ходят на маршрутах речных круизов в России. Однако, по тому времени такая скорость считалась рекордной. А. А. Зевеке дал первому пароходу название «Переворот». Он считал, что такие суда должны произвести переворот в судостроении и судоходстве. Затем пароход был переименован в «Колорадо», а после ему было дано название «Ориноко». Сормовским заводом, находящимся неподалеку от современного центра речных круизов России – Волжского пароходства - было выпущено несколько подобных судов: «Миссисипи» и другие. До конца прошлого столетия характерен интенсивный рост флота на Волге. По данным, приведенным в книге И. А. Шубина «Волга и волжское судоходство», в 1890 году парового флота в Волжском бассейне насчитывалось 1015 единиц.