История флота в 20 веке / Крупнотоннажные грузовые теплоходы

С увеличением перевозок грузов в условиях речного, озерного и морского плавания возникла потребность в создании новых более мощных судов, в строительстве грузового флота и пассажирских теплоходов для речных круизов, обладающего мореходными качествами. Дальнейшее развитие строительства теплоходов грузового флота происходило за счет унификации отдельных секций-модулей для сухогрузных и нефтеналивных судов. Так, с 1981 года флот стал пополняться эффективными сухогрузными составными теплоходами(на базе теплохода «Волго-Дон») мощностью 2400 л.с. общей грузоподъемностью 10-11,5 тысяч тонн. Такие суда строились по классу «О» Речного Регистра РСФСР с ледовым подкреплением корпуса. Начиная с 1981 года завод им. III Интернационала приступил к серийному строительству секционных сухогрузных составов грузоподъемностью 9000 тонн, отличающихся значительной прочностью и лучшей проходимостью в условиях повышенного волнения. Для пароходства «Волго-танкер» началось строительство нефтеналивных барж-секций с двойными бортами грузоподъемностью 6000 тонн. Их конструкция обеспечивала высокое качество перевозок нефтепродуктов и более благоприятные условия зачистки барж от их остатков.

Для перевозок скоропортящихся грузов строились теплоходы-рефрижераторы в ГДР (верфь «Рослау»), созданные на базе контейнеровозов типа «Бахтемир». С развитием внешнеэкономических связей, а следовательно, и увеличением перевозок грузов не только внутри страны, но и за рубежом, стали строиться большими сериями суда, в том числе пассажирские теплоходы для речных круизов смешанного плавания «река-мор» у которых эксплуатационные расходы, отнесенные к 1 т грузоподъемности, были в 2-2,5 раза ниже, чем у морских судов, эксплуатируемых в аналогичных условиях, что послужило их высокой репутации у иностранных грузоотправителей и грузополучателей.