История флота в 20 веке / Национализация теплоходов

Издание Декрета о национализации флота и теплоходов в 1918 году не имело прецедентов во всей мировой истории. Многие специалисты речного флота покинули родину. Флот, в значительной степени разрушенный во время первой мировой, а затем гражданской войны, необходимо было срочно ремонтировать. Теплоходы на Каме и Белой реке были захвачены Колчаком. В «Кратких очерках по истории союза рабочих водного транспорта», изданных в 1923 году, говорилось: «по реке плыли горелые суда, кругом стоял дым и мертвая тишина почти пустого города. Лучший камский флот - в количестве 120 паровых и непаровых единиц - был согнан Колчаком в реку Чусовую, там же белые выпустили до 200 тысяч пудов керосина из Нобелевских резервуаров, подожгли этот керосин, и огненной стихией флот был уничтожен до основания».

По издании Декрета судовладельцы почти полностью прекратили отпуск материалов, денежных средств и продовольствия, необходимых для содержания флота. В 1922 - 1924 годах общая мощность транспортного самоходного флота и теплоходов составила лишь 53,3 процента флота дореволюционной России. Начались восстановительные работы. К началу навигации 1923 года в стране действовали 9 речных государственных пароходств. Речной транспорт России и индустрия туров на теплоходе начали постепенно развиваться в годы довоенных пятилеток. Было положено начало реконструкции флота, водных путей и всего хозяйства речного транспорта и речных круизов по Волге. Строительство флота и теплоходов для Волги потребовало развития судостроительной базы. Расширялись действующие судостроительные заводы и верфи, строились крупные судоремонтные и судостроительные заводы в Котласе, Астрахани и других города, которые сегодня являются центрами речных круизов России. Продолжались работы по строительству каналов. В 1933 году было открыто транзитное судоходство по Беломорско-Балтийскому Каналу, по которому сегодня проходят круизы на Соловецкие острова. Путь из Балтийского моря в Белое сократился на 4000 километров.