История флота в 20 веке / Развитие водных путей и системы круизов

В июле 1937 года открылось движение грузовых и пассажирских теплоходов по каналу Москва-Волга. С вводом в эксплуатацию этого канала Москва получила устойчивый источник водоснабжения.

После войны 1941-1945 годов началось строительство транспортно-энергетических узлов на реках Волге, Каме, Днепре, других реках и крупнейших воднотранспортных соединениях, которые создавали Единую глубоководную транспортную систему европейской части страны, которая сегодня является основой для туров на теплоходах. Важным событием в истории судоходства было сооружение Волго-Донского судоходного канала, общая протяженность которого составила 101 километр (из них 45 километров проходилось на водохранилища). Одно из основных гидротехнических сооружений канала - Цимлянский гидроузел, благодаря которому образовалось обширное водохранилище - Цимлянское море. В 50-60-е годы вводится в строй все сооружения Рыбинского, Горьковского, Куйбышевского и Волгоградского гидроузлов, что позволило повысить гарантированные глубины на реке Волге до 3,2 метра и увеличить габариты судового хода. Именно в эти годы начинает активно наращиваться парк пассажирских речных теплоходов, которые совершают туры на теплоходе по Волге и сегодня. Куйбышевское водохранилище стало одним из наиболее обширных искусственных водоемов мира. С его образованием число судоходных рек пополнили такие притоки Волги, как Свияга, Казанка, Черемшан, Сускан.

Началось гидротехническое строительство и на реках Сибири: в Усть-Каменогорске на Иртыше, в Новосибирске на Оби и в Иркутске на Ангаре.

Продолжались работы по созданию Единой глубоководной системы европейской части СССР. Важнейшим событием стало завершение в 1964 году строительства Волго-Балтийского водного пути вместо устаревших судоходных систем. Сегодня этот путь – основная трасса речных круизов на теплоходе по Волге в европейской части России. Трасса Волго-Балтийского водного пути простирается от Ленинграда до Череповца. Волго-Балт стал кратчайшим глубоководным путем для перевозки грузов из портов Западной Европы и Скандинавии в порты Северо-Западного и Волжско-Камского Бассейнов, в Иран и страны Ближнего Востока без традиционной перевалки в морских портах, а также основой развития теплоходных туров по Волге.