История флота в конце 19 века / Из истории нефтеперевозок (часть 2)

Большой грузооборот нефти на Волге привел к необходимости постройки специальных нефтеналивных огромных барж с ложкообразным носом, грузоподъемностью 10-12 тысяч тонн, длиной до 172 метров. Не менее значительные баржи ходят по Волге и сегодня, однако, что любопытно, пассажирские теплоходы, предназначенные для организации речных круизов по России, имеют по отношению к ним приоритет в движении.

В 1878 году на Каспии и Волге появился первый в мире танкер «Зороастр», оборудованный вставленными в трюм металлическими цистернами, вмещавшими 15 тысяч пудов (около 250 тонн) керосина. В том же году в Царицыне были построены две первые железные баржи по 560 тонн каждая. Назывались они «Елена» и «Елизавета». Вскоре появляются баржи еще больших размеров «Надежда» и «Вера». А в 1887-1888 годах построены первые паровые танкеры грузоподъемностью по 800 тонн: «Литвин», «Печенег», «Калмык» и «Татарин». Грузоподъемность некоторых нефтеналивных барж к этому времени доходила до трех с половиной тысяч тонн. Интересный факт: сегодня грузовым судам имена присваивают редко, а вот все без исключения туристические теплоходы (не путать с рейсовыми теплоходами), гордо носят известные имена.

В 1907 году появилась невиданная по размерам и грузоподъемности баржа «Марфа Посадница», построенная на Гороховецкой судоверфи. «Марфу Посадницу» спроектировал талантливый русский инженер В. Т. Шухов. Она имела исключительно высокие эксплуатационные качества и стала на многие годы образцом для судостроителей, затем создавших баржи грузоподъемностью 10-12 тысяч тонн. Быстрое развитие нефтеналивного флота позволило России уже в 1913 году перевезти более 5 миллионов тонн нефтепродуктов, которые и по сей день являются «кровью» всех пассажирских теплоходов на Волге.

К 1913 году весь волжский грузооборот был монополизирован. Общества «Самолет», «Камво», «По Волге» осуществляли пассажирские перевозки, «Братья Нобель», «Мазут», «Океан» - перевозки нефти и нефтепродуктов, общество «Русь» (сегодня «Русь» - название одного из пассажирских теплоходов) - грузовые перевозки, общество «Волга» - перевозки всевозможных других грузов и нефтепродуктов.