История флота в конце 19 века / Первое речное училище на Волге (часть 2)

В первом речном училище преподавались: повторительные курсы арифметики, пароходная механика, судовая практика, судовое законоположение, ведение судовых книг, общие понятия о судостроении, лоция реки Волги и ее притоков, других судоходных рек, а также черчение; словом, все те предметы, без которых организация речных круизов и отдыха на теплоходе невозможна и сегодня. Управление делами училища поручалось «местному попечительному совету, составляемому из двух членов биржевого комитета, избираемых сим комитетом, и из лиц, добровольно жертвующих на содержание училища не менее 100 рублей в год». Как жаль, что сегодня подобных жертвователей на дело развития круизов по России находится немного. Нижегородский губернатор являлся почетным председателем попечительного совета.

В очерке «Двадцатипятилетие Нижегородского речного училища 1887-1912 года» говорилось: «Такая колоссальная работа не стояла никогда ни перед одним преподавательским персоналом: мало того, что приходилось творить новый путь, было необходимо не только создавать программы, а и учебники, приноравливать по содержанию и изложению к ожидавшемуся пестрому составу учеников». Сегодня подготовка рядового состава для круизных теплоходов в нижегородском училище проходит в более плановом порядке.

Курс училища с течением времени все более и более расширялся: сначала он был увеличен до двух лет, а позднее даже до трех, причем, конечно, коренным образом пересматривались все программы преподавания и пересоставлялись учебники. Кстати, именно трехлетнюю программу будущие экипажи теплоходов, совершающих круизы по Волге и другим рекам, проходят и сегодня. По примеру Нижегородского училища позднее были открыты речные училища в Казани, Рыбинске, Перми и некоторых других поволжских городах. Но значение первого речного училища для совершенствования судоходства и судостроения было огромным.