История флота в конце 19 века / Внутренние водные пути России с древнейших времён до нынешнего века (часть 1)

С древних времен люди пытались переправлять суда из одной реки в другую. При этом их вытаскивали на берег, «переволакивали» посуху на катках или перевозили на лощадях из одного водоема в другой. По одному из таких путей, получившему название Волго-Донской волок, переправлялись и торговые люди с товарами, направляясь в Персию и Среднюю Азию. Сегодня, при круизе по Волге, такая ситуация покажется просто смешной.

Попытка сооружения Волго-Донского канала была предпринята Петром I, который прекрасно понимал значение «сей водной коммуникации». Но первый шлюз, построенный под руководством немецкого полковника Брекеля, при пробе прорвало. Петр I поручил дальнейшее руководство строительством канала астраханскому губернатору князю Голицыну. Однако строительство пришлось прекратить из-за начавшейся войны со Швецией. Точно также замерли волжские круизы во время второй мировой. От этого канала сохранился небольшой след в виде выемки - Петров вал. Мысль о соединении Волги с Доном Петр I не оставил, и в 1702 году начались строительные работы в истоке Дона. Канал был назван Епифанским. Работы продолжались до 1770 года. Было устроено 24 каменных шлюза, углублено русло реки Дон. Несмотря на то, что канал был еще не закончен, по нему пропустили около 300 судов. Однако в связи с неудачной войной с Турцией по Прутскому договору устье Дона вместе с Азовом отошло обратно к туркам, а укрепление у Таганрога пришлось срыть. Дон потерял свое значение как выход в открытое море, поэтому было решено прекратить сооружение канала.